Одним из первых и самых эффектных появлений цвета в советском кино можно считать водружение красного флага, символа революции, в ленте Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин».
Правда, цветной кадр, в котором демонстрировался красный флаг, поднятый на мачте корабля мятежными матросами, был единственным. В далёком 1925 году, когда снимался полнометражный фильм, плёнки в СССР были только чёрно-белыми, поэтому режиссёру пришлось раскрашивать целых 108 кадров с флагом вручную — обычной кисточкой.
Именно эта сцена произвела потом на зрителей сильное впечатление. Интересно, что немой исторический художественный фильм неоднократно признавался одним из лучших фильмов всех времён и народов. Картина нашла отражение в массовой культуре. Фильм многократно становился объектом цитирования и кинопародий.
Первым цветным художественным фильмом является «Груня Корнакова» или, как его ещё называют, «Соловей-Соловушко» 1936 года. Фильм советского актёра и режиссёра Николая Экка о бунте работниц большого фарфорового завода.
Снимали картину с помощью специального метода «бипак» на две киноплёнки, сложенные эмульсиями. Технология была разработана энтузиастом кинооператором Фёдором Проворовым. Она аналогична американскому процессу «Синеколор». По современным меркам очень простое кино в то врем произвело настоящий фурор.
Интересно, что попытки создания цветных картин были ещё до образования СССР. Например, в 1909 году, ещё до появления легендарного «Потёмкина», был создан короткометражный фильм Василия Гончарова «Ухарь-купец». Это первый раскрашенный от руки фильм, снятый в России. В основе лежал метод французского изобретателя и режиссёра Жоржа Мельеса. Картина имела большой успех и стала самой кассовой лентой года. Много лет фильм считался утерянным, но в 2022 году был найден.